вторник, 16 августа 2022 г.

Ковидные виды - мрачняк и депрессуха

Сего дни, месяца августа 16 дня, посетил выставку в ЦВЗ "Манеж". Называется это дело «Н.Н. Живопись и графика из коллекции Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков»Это не просто сборная выставка, организаторы подошли формированию атмосферы выставки старательно. Другое дело, что у них из этого получилось. 

Выставка невелика по числу экспонатов и занимает далеко не весь экспозиционный объём Манежа. Свободное пространства отгорожены от выставочного белыми перегородками с драпировкой на манер больничных ширм. Прямо оперативный ковидный госпиталь какой-то получается. На таких же драпировках развешены картины и графика в экспозиции. Неживая белизна интерьера подчёркнута белыми же застеленными больничными койками, расставленными по экспозиции. Итак, выставка это больница. Хочется дополнить - "псих". 

В большинстве своём выставленные предметы характерны мрачным колоритом или уродливыми, патологическими формами изображаемого. Видать жёстко жизнь давит на художников раз они массово ударяются в подобную мизантропию. Не любит художник ни модели свои, ни себя, ни тем более зрителей. Впрочем от современного изо другого в принципе ждать нечего.


Из общего массива представленной депрессивной рисованной мрачноты можно выделить всё-таки несколько вещей, если не свободных от пессимизма, то хотя бы содержащих некую внятную мысль. Больше всего понравилась картина "Лето на Свири" 1965 года, нарисованная О. Г. Татарниковым.



В оригинале ещё больше света и воздуха, чем в этой электронной репродукции. 
Ещё можно указать на картину И. В. Петрова "Музыка Ораниенбаума" 2007 года. На переднем плане паркового пейзажа, изображаемого несколько с другой точки, чем на фото, расположился ансамбль голубых ангелов, музицирующих на старинных инструментах.
Вот ещё хорошая работа А.Н. Базанова 1993 года под названием "Сон". Лаконичная, даже камерная вещь.

Свет и темнота, белое и чёрное, сон и бодрствование - как-то так. В обнажённой спине спящей женщины заметно напряжение, но её чёрная кошка спокойна.
Обращает на себя внимание и картина "Портрет старой женщины" 1980 года художницы Д. А. Бекарян.
В этой работе немало символичного. Старушка вставляет в кувшин пучок растений. Назвать его букетом не получается, так как в нём не только цветы но и травы, и злаковые колосья, и папоротник. Растения вырваны с корешками так что не понятно то ли они символизируют продолжение жизни, о чём говорит и пейзаж на заднем плане, то ли они говорят о смерти.
Ещё одна старушка, согбенный инвалид-орденоносец, ковыляет по переднему плану картины "Перестройка" 2013, художник В. И. Табанин. 
А позади неё бурлит перестроечное жраньё и блядство и жируют его воплощения - Чубайс (скорее бы сдох), Ельцин, Горбачёв и стриптизёрша. И становится тошно, мерзко и безнадёжно.
Что ж, художник отражает общественную проблематику, только что-то с очень большим запаздыванием. В отличие от В. Ф. Афоничева с его "Одиссеем" 1989 года.

То ли прикрученный к мачте царь Итаки, то ли распятый Христос, то ли сам художник, а с ним Рассея, увлекаемые глухой ко всему и слепой командой фарисеев или  чиновников не то в царствие небесное, не то на Голгофу. Раздирание и мучительный раздрай в этой картине.
Зато в деревянной скульптуре "Старая Европа" В. А. Данилова всё понятно, потому что у Европы всё в прошлом. В прошлом королевское величие, изысканность, богатство. Теперь это просто забытая деревянная кукла, облезлая и поломанная, Как и кошка у её ног - с глубокой расселиной поперек хребта. Не выгнуть ей изящно спинку, не вскочить, не выпустить грозно когти.

И даже платье больше похоже не на королевские облачения, а на трико шута, а съехавшая набок корона - на шутовской колпак. 
И ещё - только мне кажется, что Европа в одно лицо с Г. Тумберг? Уж шут, так шут по полной программе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий