четверг, 22 февраля 2024 г.

И снова, и снова

Итак, присоединился к сонму поспешивших посмотреть новый вариант экранизации "Мастер и Маргарита" режиссёра М. Локшина.


Сдаётся мне, что активный интерес публики в постановке был определён не только важностью и привлекательностью темы - для России этот роман в перестройку стал буквально культовым - но и атмосферой скандала, которая начала образовываться вокруг вышедшей в этом году в российский прокат фильмы.

Не станем здесь разбирать все претензии в адрес фильма, отметим лишь некоторые. Критические замечания группируются вокруг того обстоятельства, что снят фильм режиссёром, эмигрировавшим в Штаты, а многие актёры имеют иностранное гражданство. Или же высказываются против проведения на Украине СВО по уничтожению укронацистского режима. Высказывания эти формально вроде бы пацифистские, вот только такой пацифизм по отношению к озверевшим укронацикам и их англо-саксонским хозяевам есть подлость и пованивает предательством. И вообще многим господам артистам-журналистам-блогерам и т. д. хорошо бы вспомнить про то, что молчание есть золото.

А вот золото, т. е. денежки на съёмку "Мастер и Маргарита" были, де, бюджетные - через Минкульт. Сам же фильм, по мнению многих критиков с литературной основой не имеет ничего общего, слишком сильно он отходит от романа. Ну да, отходит. Так и фильм снят "по мотивам", что часть возражений снимает. 

"Библейская" и сверхъестественная часть романа в фильме показана как выдумка (видения) писателя, испытавшего сильное психологическое давление после отмены постановки его пьесы по идеологическим соображениям. Давление вплоть до ареста и помещения дурдом (намёк на "карательную психиатрию"). 

Вообще фильм Локшина полнейшая антисоветчина. Причём в двух ракурсах. С одной стороны это жёсткий идейно-полицейский контроль над духовной сферой, с другой стороны бытовая советская действительность показана как засилье трусливого, жадного, аморального мещанства. Особенно в писательском сообществе (которое и сам М. А. Булгаков, мягко говоря, не жаловал), в котором режиссёр соединил Массолит, ресторан "Грибоедов" и театр Варьете из романа. И бурный финал - пожар советской столицы, устроенный свитой Воланда, рождающий ассоциации с пожаром Москвы в 1812 году.

Визуально фильм интересен, в первую очередь видами выдуманной Москвы с циклопическим конструктивистскими зданиями вроде Дома Советов с гигантской статуей Ленина на вершине. 


При том, что большинство натурных съёмок проходили в С.-Петербурге. Так сцена появления Воланда на Патриарших вписана в антураж Московской площади со статуей того же Ленина между фонтанными прудами. 

Здесь место для личных впечатлений, но не для разбора критики фильма. Поэтому что "царапает" при просмотре. Кот Бегемот очень неубедителен - не в кошачьей, а в бесовской ипостаси. Азазелло  раскормленный бугай, а не жестокий демон пустыни. Постоянно верещащий Коровьев в исполнении Колокольникова при просмотре просто раздражает, куда ему до воплощения персонажа, выполненного А. Абдуловым.  Актрисе Ауг при её внешности если кого играть, то каких-нибудь инопланетянок, но никак не Геллу с её страшноватым, но шармом (и шрамом).

Таня Ю (Татьяна Школьник) в роли Геллы
в постановке В. В. Бортко
Кто безусловно "попал", так это Ю. Снигирь. До просмотра нового воплощения "Мастер и Маргарита" думалось, что лучше Анны Ковальчук актрисы на эту роль не найти. 

Но и г-жа Снигирь смотрится превосходно. Хочется выразить восхищение как её физической формой, так и игрой на нерве. Её Маргарита яростная женщина, характер которой был подавлен прошлой жизнью, до встречи с Мастером. Так что её превращение в итоге в ведьму обосновано.

Вообще появляется что ощущение того, что роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" стал одним из таких сюжетов мировой литературы, для которого будут постоянно искать визуальное воплощение, постоянно экранизировать. И снова буде страдать Мастер, и снова Маргарита будет летать в ночном небе, и снова будет звучать сакраментальное: "Рукописи не горят!".






Комментариев нет:

Отправить комментарий